История завода
13 марта 1953 года – День Рождения предприятия
В этот день приказом начальника Главного управления Гражданского воздушного флота СССР были организованы авиационные ремонтные мастерские АРМ -31 ГВФ в составе московской авиагруппы территориального управления центральных районов РСФСР.
Это решение было принято руководством ГВФ в связи с острой необходимостью организации капитального ремонта самолетов типа ПО-2 и всех его модификаций, находящихся в эксплуатации в московской авиагруппе специального применения и территориального управления центральных районов РСФСР.
Авиаремонтные мастерские были организованы на базе аэропорта ІІІ класса «Набережный» Московской авиагруппы Министерства геологии СССР. – Коллектив АРМ-31 ГВФ в момент организации насчитывал 500 человек.
Первым директором был назначен Победимов Александр Михайлович, который руководил предприятием около года.
Главным человеком, который сделал из мастерских завод, был следующий директор Слепух Александр Леонтьевич (23 октября 2013 г. исполнилось бы 100 лет)
Самолетно-ремонтное производство 1953-1957 гг.
Ремонт самолетов ГІО-2 производился для подразделений ГВФ (Гражданского воздушного флота) центральной полосы.
Производственные площади мастерских состояли из одного шлакоблочного здания, двух деревянных финских домиков и трех землянок. Директор мастерских Слепух Александр Леонтьевич проживал на территории завода в финском домике. Во главе ремонтных подразделений стояли Новожилов Н. Г. и Колесников Б.И.
Всего по 1957 год:
- численность коллектива мастерских выросла до 560 человек;
- отремонтировано 162 самолета.
Производство автобусов 1957- 1959 гг
В 1957 году ремонт самолетов ПО-2 бал прекращен. Производство автобусов потребовало перепланировки существующих площадей. Личный состав был переучен на выполнение новых технологических процессов. Установлено новое дополнительное оборудование, изготовлено большое количество оснастки. Одновременно шла подготовка производства к освоению выпуска резинотехнических изделий.
Производство аэродромного оборудования, ремонт самолетных лыж, организация производства РТИ. 1959-1962 гг.
По мере постепенного сокращения производства автобусов, развивался участок ремонта самолетных лыж. В период с І959г по 1961 год отремонтировано 300 пар лыж.
Одним из главных направлений в производственной деятельности мастерских этого периода было изготовление специального оборудования для аэропортов центральных районов РСФСР. В этот период было изготовлено более 600 единиц специального оборудования.
В начале 1959 года ремонтно-техническое управление ГВФ поручило коллективу АРМ-31 освоить производство РТИ.
В конце 1959 года первая опытная партия РТИ была изготовлена и прошла успешно испытания. В дальнейшем производство РТИ было доведено до 3,5 млн. единиц в год с номенклатурой около 400 различных наименований. Во главе организации производства РТИ стояли:
Королев И.Я – начальник цеха;
Куделин Н.И.- технолог РТИ;
Мосолод Н.В. – конструктор оснастки.
Большой вклад в производство спецоборудования для аэропортов внесли:
- Грищенков М.3. – сварщик,
- Потеенко В.А. – слесарь.
Освоение и организация капитального ремонта обзорных радиолокаторов для аэропортов ГА 1962-1964 гг
Руководство аэрофлота в 1962 году поручило коллективу завода освоить капитальный ремонт всех средств радиолокации, навигации и связи. Общая численность промышленно-производственного персонала была менее 340 человек. За короткий срок были реконструированы и частично построены новые производственные площади. За два года освоен капитальный ремонт обзорных радиолокаторов «Ромашка» численность предприятия около 180 человек К концу этого периода численность ИТР и рабочих увеличилась в два раза, появились новые специальности радиомонтажников, регулировщиков радиоаппаратуры.
В 1966 году Мастерские АРМ-31 переименованы в завод № З1
Освоение и серийное производство всех наземных радиотехнических средств УВД аэропортов ГА 1965-67 гг.
Освоен капитальный ремонт сложных изделий «Ландыш››. «Сатурн», «Дорога», ПАР-7, ГІАР-8, Р-820, Р-824. Освоение более сложной технологии требовало резкого повышения общей культуры производства.
В 1967 году заводу одному из первых в Аэрофлоте Московской области присвоено звание «Предприятие высокой культуры производства и организации труда».
Были построены 3 склада, помещение транспортного цеха, трансформаторная подстанция, здание светокопии.
Большой вклад в этот период внесли:
- Смирнов Е.С. – радио-настройщик,
- Гондарев И.М. – мастер.
І этап – (1968 – 1970)
На 31.12.1970 года на заводе работало 603 человека. На заводе сформировались 7 цехов основного производства и два отдела ОГТ (отдел главного технолога) и ОГК (отдел главного конструктора). Коллективу 6 раз присуждалось 1-е место среди машиностроительных предприятий района. На заводе ремонтировалось 8 типов аэропортовых средств ЭРТОС Удельный вес ремонта в 1970 году составил 54% ко всему объему общего производства.
На заводе серийно производилось 6 типов аэродромной техники (СК-4 ЩО-59, Тропосфера)
Пионеры ремонтного производства:
- Герди Ю.Н.
- Слесарев Е.А.
- Шнепст
- Кузнецов Ю.Д.
- Клементьев В.С
Лучшие по производству аэродромной техники:
- Гофман С.И.
- Широков П. П.
- Корнев Б.Я.
- Назаров Н.И.
ІІ этап 1971-1975 годы
Переход к серийному производству специального оборудования для аэропортов ГА в основном на базе ОКР (опытно-конструкторских работ) завода. Удельный вес ремонта 14,9% ко всему объему производства; Объем выпуска РТИ 10,2%.
Разработано и внедрено в производство 8 типов аэродромной техники: СПЛ-1, ЭТЛ-1, СРТ-73, ОХМЗР, ПОТ-3, СК-60, СК-100, ГІОУ-3. Удельный вес этой продукции составил 74,8%.
Начался переход к выпуску изделий, серийному производству технологического оборудования для аэропортов Гражданской авиации (ГА), разработанной и внедрённой в производство силами завода: – ПрРЦ-І приемный радиоцентр, за 72-84гг. выпущено 262 изделий; – СРТ -73 стенд для ремонта и наладки радиостанции (начало выпуска І975г.) за 10 лет выпущено 388 изделий; – ОХМЗР оборудование для химико-механической зачистки резервуаров авиа – топлива с І975 г за І0 лет выпущено 73 изделий; – РТИ – 3,5 млн. изделий ежегодно 400 типов и 3 млн. РТИ различного назначения; – ПОЗ-Т прибор для экспресс-анализа чистоты авиа-топлива, выпущено 7352 изделия; – СПЛ-1- самолётная передвижная лаборатория с 72-82гг. выпущено 127 изделий; – ЭТЛ-І электро – техническая лаборатория с І97І г. выпущено 342 изделия.
Разработка и организация серийных поставок СПЛ-І, ЭТЛ-І, РПЛ-І в аэропорты ГА создали инструментальную базу для повышении качества регламентного обслуживания самолётно-вертолётного парка аэропортов и энергетической базы.
Всего за 1971-75годы поставлено в авиапредприятия 14152 изделия, в том числе 211 специальных лабораторий. Построено: – Здание малярного участка, – здание инструментального участка; – Здание склада радиоаппаратуры, цех4 и ЦЗЛ, – Здание столовой
ІІІ ЭТАП – 1976-80 гг
Продолжалось развитие завода, разработка новой аэродромной наземной техники. ЗІ.І2.80 г. На заводе насчитывалось ІІ40 чел. 29 августа 1971. заводу присвоено звание “Предприятие высокой культуры производства”. За период 1976-8О гг. завод занимал І2 раз первое место среди машиностроительных предприятий района. Разработано и освоено серийное производство новых изделий: – ЭСОЛ – 1М электро-свето-техническая лаборатория с І978 г. – АТТ-2 аэродромная тормозная тележка с І979 г. – СПЛ – І54 самолётная передвижная лаборатория – Освоен шеф-монтаж и капитальный ремонт обзорно-посадочных и посадочных радиолокаторов производства ЧССР – ОПРЛ-4, РП-2Ф, РП-ЗГ
ІV ЭТАП 1981-85
Четвертый этап ознаменован перестройкой технологических процессов для углубленной специализации цехов. Продолжались работы по разработке и серийному выпуску большой партии силового электрооборудования и радиотехнического оборудования. Начался этап разработки автоматического радиооборудования без обслуживающего персонала.
Освоен капитальный многоканальный профессиональных магнитофонов производства DYH для КДП (командно-диспетчерских пунктов) аэропортов Гражданской Авиации. Особо следует отметить выпуск следующих изделий: – ВПРЦ-6, ВПРЦ-РЛ автоматический приёмный радиоцентр “Мирон” самолётный дозиметр жидких удобрений и других химикатов; – «Сигма» – самолетный бортовой дозиметр сухих химикатов, удобрений; – ПИ КДП комплекс контроля инженера КДП всех наземных радиосредств аэропорта
Завод разработал и освоил серийное производство товаров народного потребления: квартирные и автомобильные охранные сигнализации, бытовые блоки питания, блоки электронного зажигания для автомобилей, кухонную мебель и др. товары народного потребления.
Наряду с выпуском изделий на заводе большое внимание уделялось социально-бытовому сектору: на территории завода была построена столовая на 12О мест, построен и заселён жилой 5-ти этажный дом, просторный клуб, который в свободное время использовался в качестве спортивного зала, построен производственный корпус ангарного типа ЛМК (легкие металлические конструкции), заложен ПБК (производственно – бытовой корпус), на достройку которого, к сожалению, не были в дальнейшем выделены средства.
Территория завода заботливо ежегодно озеленялась: высаживались цветы в газоны, вдоль всех дорог и по периметру были высажены серебристые елочки. Завод имел свой гараж с достаточным количеством авто – тракторной техники, ремонтно-строительный участок, малярный и столярный участки, гальванический участок. Завод построил свою котельную на магистральном газе, водонасосную станцию, станцию перекачки канализационных стоков (КНС), электроподстанцию на два фидера. Все это позволило заводу автономно вести производственную деятельность вне зависимости от районных служб.
ІV ЭТАП 1981-85
На заводе стабилизировалась номенклатура выпускаемых заводом изделий с ежегодным приростом одного-двух новых изделий. Наметилась тенденция к свертыванию капитального ремонта наземной авиатехники.
К середине 1994 года наметился спад товарного выпуска изделий, в 1994г. было проведено разгосударствление и акционирование завода. К концу 90-х годов завод выпускал традиционные виды продукции в небольших количествах, численность работников завода к концу 1998 года составляла 57 человек. Из-за отсутствия у заказчиков необходимых средств, завод выпускал небольшое количество только самых необходимых для Гражданской авиации видов продукции. Предприятие было вынуждено освоить выпуск продукции, обеспечивающей сохранение необходимой материально-технической базы и необходимого числа специалистов. Частая смена руководства завода и отток квалифицированных кадров, а также малое количество заказов не вселяли оптимизма.
Современный этап
С приходом новой волны руководства завода в 2000 году наметилась перспектива в развитии предприятия:
- стабилизировался руководящий состав всех структурных подразделений завода,
- наладилась работа с заказчиками,
- началась модернизация традиционно выпускаемой заводом техники и разработка нескольких принципиально новых видов продукции,
- закончено замороженное в начале 90-х годов строительство З-х этажного производственно-бытового корпуса;
- закуплено несколько единиц транспортной техники для транспортировки выпускаемой продукции, завоза сырья и материалов.
Для активизации работы предприятия налаживаются деловые отношения с традиционным заказчиком – Гражданской авиацией, специалисты завода принимают участие в технических симпозиумах, совещаниях региональных В 2002 году завод вступил в «Ассоциацию «Аэропорт››.
1 февраля 2022 года АО «Опытный завод №31 Гражданской авиации» преобразован в ООО «Опытный завод №31 Гражданской авиации», которое стало правоприемником.
Настоящее время
В настоящее время ООО «Опытный завод №31 Гражданской авиации» предлагает заказчикам комплексные решения по оснащению и модернизации аэропортов, аэродромов: проектирование, испытания, производство аэродромной техники, пуско-наладка и сервисное обслуживание оборудования.
Авиационная техника, выпускаемая предприятием, имеется практически во всех аэропортах России и СНГ.
Мы являемся заслуженными ветеранами на рынке, нашей фирме уже более 60-ти лет и опыт позволяет изготавливать продукцию в кратчайшие сроки, не жертвуя качеством конструкции.
Деятельность ведется в соответствии с лицензией Министерства промышленности и торговли РФ на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники.
Продукция сертифицирована в соответствии со стандартами Военной приемки и производства наземной аэродромной техники, соответствует стандартам ГОСТ Р50.1.051-2010, ГОСТ 31812, ОСТ 54 -3-273.81-2001 и рекомендациям IATA AHM, имеет сертификацию Межгосударственного Авиационного Комитета (МАК).
Система качества сертифицирована в соответствии с ISO-9000.
Завод серийно выпускает следующие виды продукции наземной аэродромной техники:
- аэродромные тормозные тележки АТТ-2 (3 модели), позволяющие измерять коэффициент сцепления измерительного колеса с покрытием ВПП;
- аэродромные стационарные электрораспределительные колонки СК-100 (2 модели), предназначенные для приёма и распределения до потребителей электрической энергии;
- передвижные осветительные установки ПОУ-3, используемые для освещения мест технического обслуживания авиационной техники.